Яндекс.Метрика Концепция | Лофт-проект «Плацдарм»

Концепция

«„Противоположность, содержавшаяся в ситуации“, образует возможность и необходимость действия, состоящего в противоборстве, „акциях и реакциях“ действующих сил — непременно „субстанциональных“, всеобщих положительных сил; исчерпав взаимные требования, противоположности сливаются в гармоничном идеале».

Г. Гегель

Наброски статьи я собирал еще со времен реализации первого ПЛАЦДАРМа в 2009 году, да и сейчас я не считаю этот материал полным. Просто в последнее время жаркие дебаты вокруг арт-группы «Война» снова вернули меня к теме военных терминов.

Итак. Почему же «военщина» настолько привлекательна для художников? Обязательно вступать в конфронтацию? Бороться, завоевывать?

Художники, тут я подразумеваю все-таки представителей современного искусства, всегда живут на грани чего-то нового, в поиске. И автоматически становятся оппонентами косности и консервативности. Понятное дело, что иногда заходят «не туда», но ведь в этом и заключается разведка боем. Я тут не говорю о художниках, персональные выставки которых называются «Поэзия души». Им не до конфликтов.

А молодежь всегда, независимо от эпохи, старается что-то завоевать, собрать, перейти в наступление. Да и сама Победа подразумевает и риск Поражения.

Военное искусство — художественный конфликт

Стоит начать с термина «Военное искусство», или «искусство войны» — сплав философии, искусства и науки ведения войны. Это словосочетание нисколько нас не коробит, как не коробило совсем недавно людей шагание на смерть строем (каких то 300 лет назад прятаться от пуль было нехорошо). От военного искусства перейдем к другому, можно сказать противоположному термину — художественный конфликт, который традиционно применяется к временным изобразительно-динамическим видам и жанрам искусства: литературе (драма, многие эпические жанры, иногда — лирика), театру, кино. Более того, в эпопее, драме, романе, новелле, киносценарии художественный конфликт составляет обычно ядро темы и проблематики, а характер его разрешения предстаёт как определяющий момент художественной идеи.

Для античного искусства одним из центральных является конфликт ограниченного в предвидениях человека и тяготеющего над ним рока; для позднего Возрождения — героически самодеятельной личности и эгоистического индивидуализма, антигуманных обстоятельств; для барокко — конфликт прекрасного и безобразного в натуре человека, чувственной природы и духовного аскетизма; для классицизма — личных страстей и гражданского долга; для романтизма — «гениальной» личности и прозаичности среды. Реализм, приблизив художественный конфликт к его социально-исторической основе, — противоречие между сущностью, возможностями человека и его конкретно-общественным бытием, невоплотимость внутреннего мира личности в социально-историческую плоть — развил небывалое многообразие конфликтов. В литературе модернизма превалируют конфликт индивида с отчуждённой реальностью, сознания и подсознания, биологического и социального в человеческой природе.

Александр Гордон, лекция «Теория конфликта» на телеканале «Дождь».

Итак, приступим к конкретным примерам

Широко известна Программа Михаила Швыдкого «Культурная революция», которая выходит с 2001 года. Культурная революция — процесс духовного преобразования общества. И видимо этот самый процесс преобразования не проходит мирно. Всегда есть противоположное мнение.

Несколько лет проводится Биеннале современного искусства «Стой! Кто идет?!» — шикарнейшая формулировка о молодых художниках. Интересно обыгрывается партнерское взаимодействие — «Культурный альянс» Марата Гельмана, который собирает регионы между собой, отходя от схемы Центр – Провинции.

Арт-полигон (отделение Товарищества «Свободная культура») в знаменитом сквоте Пушкинская,10. Термин площадки (полигона) использует и проект Фотополигон — стартовая площадка для фоторепортажей.

Группа «Гражданская Оборона», вобравшая в своем названии смысл и устремления нонконформистской культуры 80-х—90-х.

Тему продвижения обыгрывает Арт-пропаганда (Самара, Куйбышева 68/70) и созвучный по названию Artpropaganda.ru, Причем второй позиционирует себя как дискуссионная площадка и информационный ресурс, который наполняют сами посетители сайта. Согласно wiki, Пропаганда — распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение. Так что все верно. Культура влияет.

Ощущение мощи

Введение в название жестких ноток военщины дает некоторым проектам нужную силу, или по крайней мере ощущение мощи.

Самое интересное, что ПЛАЦДАРМ как нейминг, был свободен. Чтобы не попасть в просак, и не повторится, мы изучали название на предмет повторения. И оказалось что при таком обилии использования военных терминов, оно было свободно. Зацепило меня определение из словаря военных терминов, которое в точности передавало устремления нашей деятельности.

«Плацдарм— площадка для сбора, используемая при подготовке в качестве базы для сосредоточения и развёртывания сил, может иметь стратегическое или оперативное значение. Тактические плацдармы захватываются обычно с ходу передовыми отрядами, авангардами или подразделениями первого эшелона. Наличие крупных плацдармов обеспечивает сосредоточение на них мощной группировки».

Как любому новому проекту, нам требовалось заявлять о себе, и хотелось делать это громко и мощно. Плацдарм как нельзя кстати помогал это реализовать. Мягкие варианты, вроде «город ангелов» — были сразу же отброшены. И пусть кому-то мы пришлись не по душе, «свои» получили большой заряд оптимизма и веры в будущее.

В нашу концепцию хорошо укладывалось недолговременное нахождение на одной площадке, ведь мы знали что не задержимся в первом же цеху надолго. Нам нужно было идти дальше. Кстати, поэтому площадка на действующей АТС в Чебоксарах (где 10 дней была локация ПЛАЦДАРМа в 2010 году), когда перешла к нам в руки надолго, была переименована, и был дан старт новому проекту — творческому пространству «узел связи HUBspace». Идеология узла связи более широкая и не предполагает конфликта и «захвата», даже наоборот — мы декларируем всесвязанность.

Получается, что сущность конфликта изначально заложена в любых переменах, и тот кто хочет эти перемены — просто вынужден либо смириться, либо воевать.

В довесок еще немного примеров:

  • Галерея «Победа»;
  • Фестиваль «РОК-ЗАХВАТ» (Пенза);
  • Экологический патруль;
  • КУЛЬТУРНАЯ КОАЛИЦИЯ «НиНормальные поэты» — LITO.Н.НОВГОРОД;
  • газета «Дуэль»;
  • газета «Залп»;
  • журнал «Штаб-квартира»...

Если вы знаете примеры применения военных терминов, буду рад ссылкам.

© Ян Ярмощук, 2011